Образовательная кинезиология

Образовательная кинезиология  – современное направление телесно-ориентированной психотерапии, использующее различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психо-эмоциональном развитии детей и подростков.

Чтобы познакомить вас с Образовательной кинезиологией мы обратились к Тимофеевой О.А. –кинезиологу, учителю-логопеду, действительному член Ассоциации профессиональных кинезиологов, член Российской ассоциации дислексии.

С любезного разрешения Ольги Александровны мы публикуем отрывки из ее статьи «Обучение через движение – кинезиология обучения», которая опубликована в  журналу «Практическая кинезиология» №1, 2013 г.

В статье представлен коррекционно-развивающий метод работы с учащимися начальной школы, испытывающими трудности в обучении из курса Образовательной кинезиологии — «Гимнастика мозга».  Упражнения «Гимнастики мозга»- это движения необходимые для учения. Движения, которые пробуждают и активизируют умственные способности. Автор делится опытом применения метода кинезиологии обучения  в работе с дислексией, дисграфией.

Мы хотим видеть своих детей успешными и эффективными в жизни.
Каждому из нас жизнь предоставляет разные возможности, но, если мы не чувствуем себя в гармоничном – «собранном» состоянии, то эти возможности нам не доступны, или мы их просто не замечаем.

Взрослые не обращают внимание на то, насколько связаны восприятие собственного тела, испытываемые эмоции, движение в пространстве и успешность в учебной деятельности. Сегодня с раннего возраста принято учить ребенка грамоте и счету, забывая, что основная деятельность детей до школы — ИГРА.

Игра очень важна для ребенка, потому что любая игра – это множество различных движений, которые помогают сенсорной интеграции ребенка и служат основанием успешного обучения. Через игру развивается способность владения собственным телом, интерес общения со сверстниками, чувство уверенности в своих силах.

Поэтому первые семь лет жизни называется периодом сенсомоторного развития, а это закладывает основу для развития ментальных функций (памяти, мышления, восприятия речи и т.д.), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, разрешать конфликты, адекватно реагировать на определенные ситуации) и гармоничному развитию в целом…

Движение для любого ребенка – это жизнь! Для того чтобы развиваться гармонично, ребенку необходимо двигаться. Движение создает баланс между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела, улучшая пространственное восприятие, которое необходимо для освоения учебных навыков.

Сбалансированное движение и пространственное восприятие отвечает за способность распределять текст на листе, выделять часть страницы и видеть её целиком, понимать прочитанное, воспринимать математическую последовательность чисел слева направо и, конечно, координировать систему «рука – глаз», отвечающую за устойчивое внимание при чтении и письме.

В разбалансированном состоянии ребенок тратит на эти простые действия очень большое количество времени. Он не понимает, с чего начать и где заканчивать, путает право и лево, верх и низ. Наступают усталость и эмоциональная подавленность, стоит ли говорить о радости познания нового и успешной деятельности, это становится невозможным. Разрывается связь между мышлением, эмоциями и телом, а именно это гармоничное взаимодействие и есть сбалансированный человек.

Детям сложно соответствовать требованиям взрослых. Особенно, если у них недосформированы многие важные нейрофизиологические механизмы…

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом или ручкой по столу и др.

На двигательной активности построены все нейропсихологические,  коррекционно – развивающие и формирующие программы.  Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю  двигательную активность…

Существует взаимосвязь между движением и эмоциями, движением и количеством запоминаемого материала, движением и реагированием на различные ситуации.

Любое научение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.

Мышцы глаз при чтении, мышцы речевого аппарата при произнесении звуков, слов, предложений, мышцы рук при письме…

Во время урока или выполнения домашнего задания, когда ребенок слушает, смотрит, пишет, активно работает структура головного мозга. При этом «каждый импульс, или сгруппированные композиции нервных импульсов, должны заканчиваться двигательной реакцией» (М.Сеченов «Элементы мысли»).

Мне хотелось подобрать моим ученикам комплекс упражнений, которые были бы для них оптимальны и результативны. Такие упражнения были найдены. Так двигательные упражнения «Гимнастики мозга» были включены в систему коррекционно-развивающей работы с детьми…

Упражнения «Гимнастики мозга» собраны в 4 группы

Первая группа объединяет движения, которые пересекают среднюю линию тела. Движение срединной линии помогают нам использовать модели перекрестного движения, которые развивают бинокулярное зрение, бинауральный слух и координацию двух рук в области срединного поля, которая отвечает за организацию наших мыслей и движений, а это необходимо для решения учебных задач…

Упражнения, пересекающие среднюю линию тела, оказывают стимулирующее действие на крупную и мелкую моторику…

Вторая группа движений – это группа упражнений, направленных на повышение энергии  тела, то есть обеспечивающих нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга. Одно из удивительных свойств человеческого тела – то, что оно представляет собой сложную электрическую систему.

В этой системе все зрительные, слуховые и кинестетические импульсы – то есть, все сенсорные данные – преобразовываются в электрические сигналы и передаются в мозг по нейронным цепочкам. Затем мозг посылает электросигналы по другим нейронным цепям, сообщая различным системам, как на это реагировать…

Третья группа – это упражнения, направленные на растягивание мышц тела. Эти упражнения способствуют снятию напряжения с мышц и сухожилий.

В результате применения этих упражнений мышцы принимают нормальное состояние и посылают в мозг сигнал о том, что они находятся в спокойном расслабленном состоянии и человек готов к познавательной работе…

Четвертая группа представляет собой упражнения, углубляющие позитивное восприятие. Они оказывают влияние на лимбическую и эмоциональную системы мозга…

Упражнения, углубляющие позитивное восприятие, активизируют вестибулярную систему, новую кору и префронтальную кору головного мозга, перенося энергию к центру тела и, таким образом, восстанавливая электрическую энергию в центральных областях. Это стимулирует парасимпатические функции, снижает выброс адреналина. С помощью такого увеличения электростимуляции  восстанавливается координация мыслей и действий…

Все движения упражнений Гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом. Их можно разделить на три группы:
1.Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.) Упражнения, повышающие энергию коры головного мозга.

2.Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера). Упражнения, направленные на восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

3.Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера, растягивающие мышцы тела). Упражнения, восстанавливающие связи между лобным и затылочным отделами мозга, устанавливающие баланс между правым и левым полем человека, снимающие эмоциональный стресс.

Привожу несколько примеров — результатов применения «Гимнастики мозга» в работе с учениками начальной школы. Как влияет стресс на ребенка можно увидеть на следующем примере.

1

Девочка Д ., 2 класс – в школу пришла без подготовки, не знала букв, не умела считать и с трудом держала карандаш (неразвита мелкая моторика). В  первом классе  трудности обучения заключались в зеркальном написании букв, в замене прописных букв на цифры, ребенок писал гораздо лучше, математика нравилась.

Занимались в конце первого класса и весь второй.печатные и строчных (маленьких) букв на заглавные (большие).

Результаты можно увидеть : почерк стал аккуратным, значительно уменьшилось количество ошибок, повысилась мотивация к учебе, уверенность в своих возможностях.

1.Сентябрь 2 класс. Любимые упражнения – симметричные рисунки, включение  рук, слоник, сова.

2. Май  2 класс

2На основе собственного опыта работы и применения «Гимнастики мозга» хочется отметить общую положительную динамику в детях после выполнения упражнений: положительный эмоциональный настрой; улучшение зрительного и слухового внимания, повышение работоспособности и концентрации на задании; увеличение объёма выполняемых заданий, улучшение усвоения материала.

Упражнения «Гимнастики мозга» универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки.

 

Список  литературы:

  1. Айрис Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. – М., 2009.
  2. Бауэр Иоахим. Почему я чувствую то, что чувствуешь ты.
  3. Безруких М, Дубровинская Н, Фабер Д. Психофизиология ребенка. – Воронеж, 2005
  4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. – М., 1997.
  5. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет. / под ред. Безруких М. – М.
  6. Леш М., Фёрдер Г. Кинезиология: от стресса к гармонии. – М., 2010.
  7. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – Воронеж, 2009.
  8. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса .- М., 2011
  9. Тигранян Р.И. Стресс и его значение для организма. – М., 1988.
  10. Ханнафорд К. Доминирующий фактор / пер. А.Патрушева, Н.Казанцевой. – М.. 2006.
  11. Ханнафорд К. Мудрое движение. – М., 1999.
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

К истокам здоровья и благополучия +7(913) 904 25 90